Руководство по осознанному дыханию, главы 8-9

Леди Саядо

Из книги Mahathera Ledi Sayadaw “Manual of Mindfulness of Breathing”

 

Глава VIII. Первая тетрада (четверка)

 

[цитата из сутры:]

  • Йогин (человек, посвятивший себя тренировке ума) осознанно выдыхает и осознанно вдыхает.
  • Когда выдыхается длинный выдох, он знает, что выдыхает длинный выдох. Когда вдыхается длинный вдох, он знает, что вдыхает длинный вдох. Когда выдыхается короткий выдох, он знает, что выдыхает короткий выдох. Когда вдыхается короткий вдох, он знает, что вдыхает короткий вдох.
  • Выдыхая, он старается переживать весь выдох в целом – его начало, середину и конец. Вдыхая, он старается переживать весь вдох в целом – его начало, середину и конец.
  • Когда он выдыхает, он старается смягчить и успокоить выдох. Когда он вдыхает, он старается смягчить и успокоить вдох.

[конец цитаты]

 

На первой стадии должна быть предпринята попытка устойчиво удерживать внимание на выдохах и вдохах.

На второй стадии должна быть предпринята попытка воспринимать длинные и короткие выдохи и вдохи как длинные и короткие соответственно.

На третьей стадии должна быть предпринята попытка переживать выдохи и вдохи в целом – их начало, середину и конец.

На третьей стадии должна быть предпринята попытка смягчить и успокоить выдохи и вдохи до тех пор, пока они не станут необычайно тихими.

На первой стадии пока еще не представляется возможным воспринимать такие детали, как длина выдохов и вдохов. На этой стадии следует удерживать внимание на кончике носа или верхней губе (что также возможно), то есть на местах, где воздействие выдохов и вдохов может быть легко распознано, и стараться осознавать каждый выдох и вдох, который происходит. Практика должна длиться один или два часа, либо так долго, как это представляется возможным, и в течение всего этого времени внимание должно быть направлено на кончик носа или на верхнюю губу. Следует настойчиво прилагать усилия до тех пор, пока не будет достигнуто восприятие каждого выдоха и вдоха без пропущенных дыханий, ускользнувших от внимания.

На второй стадии, после того как удержание внимание на выдохах и вдохах освоено, следует пытаться воспринимать длинные выдохи и вдохи как длинные, а короткие выдохи и вдохи – как короткие. Даже в течение одного сеанса медитации возникают как длинные, так и короткие дыхания. Каждое длинное и каждое короткое дыхание следует воспринимать соответствующим образом, причем восприятие должно охватывать каждое дыхание без пропуска ни единого выдоха или вдоха. Когда выдохи и вдохи происходят медленно, они длинные, а когда они происходят быстро – они короткие. Таким образом, восприятие длинных и коротких выдохов и вдохов состоит в восприятии медленных и быстрых выдохов и вдохов.

На третьей стадии, когда переживание длинных и коротких выдохов и вдохов освоено, каждое дыхание, возникающее в теле, должно восприниматься в его целостности, начиная непосредственно от его начальной точки внутри тела, через его середину, и вплоть до его конечной точки внутри тела, причем крайние точки дыхания (начало или конец) располагаются на кончике носа и в пупке.

На четвертой стадии, когда переживание дыхания в его целостности освоено, грубые и неровные дыхания должны быть постепенно смягчены и успокоены. Они должны становиться все более и более мягкими и тонкими до тех пор, пока не достигается стадия, когда кажется, что вдохи выдохи полностью исчезли.

 

 

Глава IX. Метод Комментария

В комментарии (название на пали) имеются три уровня усилий, а именно:

  1. Счет (название на пали): внимание фиксируется на выдохах и вдохах посредством их подсчета.
  2. Соединение (название на пали): внимание направляется непосредственно на выдохи и вдохи и делается более сильным и устойчивым, однако, счет прекращается.
  3. Фиксация (название на пали): усилия наращиваются до тех пор, пока не обретаются более высокие уровни достижения.

Имеются две точки, в которых дыхание может быть схвачено [распознано]: кончик носа и верхняя губа. Для одних людей дыхание более отчетливо распознается на кончике носа, для других – на верхней губе. Внимание должно быть направлено на область, в которой восприятие наиболее ясно – эту область можно назвать «пятном осязания». В начале следует направить внимание на пятно осязания, подсчитывая, сколько раз выдохи и вдохи воздействуют на это пятно. На следующей стадии необходимо стараться непрерывно удерживать внимание на выдохах и вдохах без помощи счета. В конце же следует прилагать усилия к тому, чтобы сделать внимание более сильным и устойчивым.

 

Счет

 

Существует два метода [стадии] счета – медленный и быстрый – в соответствии с тем, является ли внимание слабым или сильным. В начале ум беспокоен и отвлечен, а внимание слабо, и из-за этого не все дыхания осознаются. Некоторые дыхания ускользают от внимания и не распознаются. Подсчитываются только те дыхания, которые были ясно восприняты, а те, которые не были ясно восприняты, исключаются из счета. Таким образом, подсчет идет медленно – это медленная стадия.

Подсчет ведется в три круга (название на пали). В первом круге ведется счет от одного до пяти; затем во втором круге – от одного до шести; в третьем – от одного до семи; в четвертом – от одного до восьми; в пятом – от одного до девяти; и наконец в шестом – от одного до десяти. После шестого круга начинают снова с первого круга. Иногда эти шесть кругов считают за один.[1]

Сначала направьте внимание на пятно осязания и, когда выдох или вдох ясно воспринят, считайте «один». Продолжайте считать «два», «три, «четыре», и т.д. в случае, если вновь возникающие выдохи и вдохи ясно воспринимаются. Если хотя бы один из них не был ясно воспринят, прекратите последовательный счет, и продолжайте считать «один», «один», «один» до следующего ясного восприятия выдоха и вдоха, после чего счет продвигается до «два». Когда досчитаете до пяти в первом круге, возвращайтесь к единице. Продолжайте счет таким же образом до тех пор, пока все шесть кругов не будут выполнены. Поскольку при таком методе подсчитываются только ясно воспринятые дыхания, он называется медленным счетом.

Когда счет выполняется повторно много раз, количество ясно воспринятых дыханий увеличивается, а промежутки между периодами последовательного счета становятся меньше. Когда каждое дыхание ясно воспринимается, счет идет без пропусков и становится быстрым. Следует продолжать до тех пор, пока ни одно дыхание не будет выпадать из счета.

Нет необходимости считать вслух, мысленный счет вполне достаточен. Некоторые люди предпочитают считать вслух. Другие отсчитывают одну бусину на четках в конце каждого шестого цикла и стремятся насчитать определенное количество кругов четок в день. Сущность практики, однако, состоит в том, чтобы сделать восприятие ясным, а внимание – сильным и устойчивым.

 

Соединение

 

Когда достигается уровень, при котором каждый выдох и вдох ясно воспринимается посредством счета, так что ни один из них не ускользает от внимания, следует прекратить счет и переходить к методу соединения. Здесь метод соединения состоит в удержании внимания на пятне осязания и ясном восприятии всех выдохов и вдохов без их подсчета. Это означает продолжение приложения таких же усилий, как и на стадии счета, но уже без опоры на счет, с целью сделать восприятие более ясным, а внимание – более сильным и устойчивым.

Как долго должен применяться метод соединения? До тех пор, пока не возникнут сопутствующие знаки (counterpart signs, название на пали), то есть ментальные образы, которые возникают, когда достигается продвинутая стадия концентрации.

Когда внимание становится зафиксированным на выдохах и вдохах, (то есть, когда достигается определенный уровень концентрации), возникают проявления, такие как массы пушистой шерсти, порывы ветра, россыпи звезд, драгоценных камней, жемчуга или жемчужных бус и т.п. различных форм, в различных сочетаниях и разных цветов. Это называется сопутствующими знаками. Усилия на стадии соединения должны прилагаться до тех пор, пока сопутствующие знаки не проявляются ясно всякий раз, когда прилагается усилие.[2]

 

Фиксация

 

На стадиях счета и соединения внимание все еще должно быть зафиксировано на пятне осязания. С момента возникновения сопутствующих знаков, следует начинать практику третьей стадии – метода фиксации. Сопутствующие знаки являются проявлениями (манифестациями) и напоминают новые ментальные объекты. Не являясь природными объектами, однажды возникнув, они легко исчезают, и как только они исчезли, их трудно вызвать снова. Поэтому, когда возникает сопутствующий знак, следует прилагать специальные усилия с дополнительной энергией по фиксации внимания на знаке для того, чтобы удержать его от исчезновения. Таким образом, необходимо стремиться делать эти знаки все более ясными с каждым днем. Приложение этих специальных дополнительных усилий известно как метод фиксации.

По достижении стадии фиксации следует избегать семи неподходящих вещей (название на пали) и культивировать семь подходящих вещей (название на пали). Также должны быть осуществлены десять видов навыков медитативного погружения (название на пали).

Семь неподходящих вещей следующие:

  • неподходящее место
  • неподходящая деревня, в которой [практикующий] получает еду в виде подаяния
  • неподходящие разговоры
  • неподходящие друзья и товарищи
  • неподходящая еда
  • неподходящий климат
  • неподходящие позы тела

Эти вещи названы неподходящими, поскольку они приводят к ухудшению медитации. Соответственно семь подходящих вещей – это прямые противоположности семи выше перечисленных, то есть подходящие место, деревня, разговоры, друзья, еда, климат и позы, которые приводят к улучшению медитации.

Десять навыков медитативного погружения следующие:

  • чистота тела и посуды
  • гармонизация пяти духовных способностей (индрий)
  • способность к [удержанию] объекта внимания
  • контроль бурного ума
  • приободрение угнетенного ума
  • умение делать бесстрастный ум приятным
  • спокойствие, ведущее к уравновешенному уму
  • избегание людей, не обладающих концентрацией
  • связь с людьми, обладающими концентрацией
  • обладание умом, который всегда обращен к медитативному погружению

Осуществив вышеперечисленные качества и вооружив себя ими, следует прилагать специальные энергичные усилия на протяжении многих дней и месяцев, фиксируя внимание на сопутствующих знаках, чтобы сделать их устойчивыми. Этот метод должен практиковаться до тех пор, пока не будет достигнута четвертая джняна.

 

Знаки

 

Я теперь покажу различные знаки, возникающие на трех стадиях практики, а также типы концентрации, достигаемые на этих стадиях.

Образ выдоха и вдоха, который возникает на стадии счета, называется предварительным знаком (название на пали). На стадии соединения он называется обретенным знаком (название на пали). Проявление, которое возникает на стадии фиксации, называется сопутствующим знаком (название на пали).

Медитативная концентрация, достигаемая во время возникновения предварительного знака и обретенного знака, называется предварительной концентрацией (название на пали). Медитативная концентрация, развиваемая при фиксации внимания на сопутствующем знаке на стадии фиксации, но до полного погружения (название на пали), называется концентрацией доступа (название на пали). Четыре джняны называются концентрацией посредством погружения (название на пали).

На стадиях счета и соединения выдохи и вдохи – объекты медитации – постепенно смягчаются и успокаиваются. В конце концов, они могут стать настолько тонкими, что кажется, они вообще исчезли. Когда такое происходит, следует продолжать удерживать внимание на пятне осязания и пытаться уловить выдохи и вдохи в этой точке. После того как выдохи и вдохи вновь начинают ясно восприниматься, вскоре следует ожидать возникновения сопутствующих знаков, что в свою очередь означает обретение доступа к упачара-джняне (название на пали). Здесь упачара-джняна означает концентрацию доступа медитации сферы чувственного (название на пали), которая преодолела пять помех (название на пали).

Успокоение выдохов и вдохов вплоть до их исчезновения, упомянутое в методе Комментария, возникает автоматически, так что специальных усилий для его возникновения прилагать не следует. Я сам видел йогинов, у которых выдохи и вдохи успокоились до точки их исчезновения. Однако, в сутре, в которой сказано (цитата из сутры на пали), смысл состоит в том, что при достижении стадии соединения следует прилагать специальные усилия для успокоения выдохов и вдохов.

Когда выдохи и вдохи, как может показаться, прекратились, люди, не обладающие необходимыми навыками медитации, могут подумать, что выдохи и вдохи действительно исчезли или остановились. Тогда они, возможно, прекратят медитативную практику [что является ошибкой]. Пусть все будут внимательными касательно данного момента.

 

 

[1] Видимо, имеется в виду подсчет выполненных кругов – см. ниже (прим. пер.)

[2] То есть, во время каждого периода практики (прим. пер.)

Вы здесь: Главная Буддизм Традиционные тексты Руководство по осознанному дыханию, главы 8-9